Гето-Даки
Гето-даки — единое название двух фракийских племен — геты и даки.
Термин «гето-даки» используется историками для того, чтобы подчеркнуть этническое и лингвистическое единство двух племен. В то же время термин «гето-даки» обращает внимание на территорию обитания племён. Геты жили на низменности к юго-востоку от Карпат, а даки на территории Трансильвании.
Греческие источники часто использовали наименование «геты» при упоминании даков, а римские — «даки» при упоминании гетов.
Начиная с II—I веков до н. э., укрепляется общность культуры гето-даков, что соответствует их этнической однородности.
Во второй половине VII века и в VI веке до н. э. на западном побережье Чёрного моря были основаны греческие колонии — Истрия, Томис, Тира, Каллатис и др. Эти колонии значительно повлияли на гето-даков. Были налажены тесные коммерческие связи.
Греческие колонии покупали зерно, мёд, воск, меха, шкуры животных, рабов и др. Гето-даки в свою очередь приобретали в колониях керамику, украшения, ткани, масло, вина и др. Были переняты технологии изготовления орудий труда высокого качества. Развитие связей с колониями привело к образованию гето-дакского «рынка» с собственным денежным обращением.
Рис.1 Рис.1 Монеты гето-даков
Влияние других племен на гето-даков
Начиная с VI века до н. э. гето-даки поддерживали связи со скифами. Они переняли некоторые виды оружия (трехгранные стрелы, кинжал акинак), элементы парадной внешности — золотые шлемы, орнамент и т. п. Скифские кочевники часто устраивали набеги на территорию гето-даков. Это повлекло за собой строительство гето-даками укреплений, крепостей, усиленных земляными и каменными валами, и окруженных рвами. Эти укрепления образовали оборонительную систему по всей территории Молдавии, что подтверждается раскопками в Оргеевском, Сорокском и других районах.
Во второй половине IV века до н. э. состоялись первые контакты гето-даков с кельтами в среднем течении Дуная и на западе Балканского полуострова. Между культурой кельтов и даков наблюдается много схожего, что объясняется тем, что кельты как и гето-даки развивались под большим влиянием греческой культуры. От кельтов к гето-дакам проникли методы обработки керамики на гончарном круге, металлургия железа, усовершенствование строительства крепостей.
Рис.2 Предметы гето-даков
Внешность
Внешность гето-даков историки смогли восстановить по изображениям на Траянской колонне, а также по описаниям античных авторов. Типичный гето-дак был среднего роста, крепкого телосложения, светловолосый с голубыми глазами. Мужчины носили длинные волосы, подстриженные спереди и на висках, носили бороды. У женщин были красивые лица классического греческого типа.
Рис.4 Внешность Гето-Даков
Язык
Язык гето-даков относится к индоевропейской семье языков, к группе, включающей санскрит, скифский, персидский и др. Язык гето-даков исчез, сохранился лишь небольшой набор слов, по которым невозможно восстановить весь язык.Утеряна поэма, которую Овидий, будучи в городе Томис, написал на гетском языке.
Некоторые слова гетского языка вошли в молдавский и румынский язык — «gard» (забор), «copil» (ребёнок), «brad» (ель), «fasole» (фасоль), «moş» (дед), «brânză» (брынза) и др.
Религия
Гето-даки верили в бессмертие. Они считали, что после смерти попадут к Залмоксису — верховному божеству, которое живет предположительно в подземелье горы Когайонон. Во время религиозных обрядов жрецами проводились различные церемонии и богослужение. Жрецы считались элитой племени. Они также занимались медициной, астрономией, предсказаниями. Существует свидельства того, что у гето-даков был календарь. Известен обычай каждые 5 лет отправлять к Залмоксису посланника. Выбирали самого достойного, сообщали ему все просьбы, которые он должен был донести до главного бога, после чего бросали его на вертикально установленные копья. Если посланник умирал, значит бог услышал просьбы смертных. Если же дак оставался жить, выбирали другого посланника, более достойного.
Органы центрального управления в гето-дакийском государстве
Верховная власть в государстве принадлежала королю. Как уточняет Р.Вулпе в «Приоритет магнатов в наследовании трона в Македонии и Дакии», институт королевской власти проявляет тенденции к превращению ее в наследственную власть по прямой и косвенной линии. Доказательством служит тот факт, что Буребиста и Децебал были сыновьями предыдущих правителей. Наследственный принцип еще не абсолютизировался, поскольку трон могли наследовать и братья правителя, и даже великий понтифик.
Таким образом, после Скорило на трон взошел Дюрас, как брат правителя, и сразу после него - Децебал сын Скорило. А после смерти Буребисты трон перешел к Деценею - верховному жрецу.
Король был славой армии, верховным судьей, мог быть и верховным жрецом.
В государстве гето-даков, как утверждает Иорданес, религиозная власть играла особую высшую роль, поскольку даки верили, что как власть правителя, так и все законы были божественного происхождения. С другой стороны, считалось, что право вершить суд также давалось свыше. Таким образом, религиозная власть внесла фундаментальный вклад в разработку и применение системы права гето-даков. Королю в управлении государством помогали подчиненные ему советники.
Известно, что отделение королевской власти от религиозной не было обязательным, наоборот - они часто сочетались в руках одного правителя.
Существовал титул вице-короля (верховный жрец и судья). Следующий орган -королевский совет - состоял-из глав союзов племен. Помимо центральных органов управления существовали сановные должности в селах (viccus) и в городах (dave), делившиеся на лиц, присматривающих за сельскохозяйственными работами (в селах), и на военных руководителей (в городах).
Местные органы управления
Немногочисленные исторические источники предоставляют данные об организации местного управления в Дакии. Грек Критон, врач, который сопровождал Траяна в его военных компаниях против Дакии, писал о существовании сановных чинов - dregatorii, которые исполняли различные обязанности, установленные королевской властью: одни из них были поставлены во главе всех сельхозработ; другие были распределены по крепостям для их охраны, разделенные на 2 категории:
1. гражданские;
2. военные.
Столица гето-дакийского государства - Сармисегетуза.
Древние крепости: Костешть,
Пятра Рошие,
Буница,
Сурдук,
Копылна и др.
Форма правления -монархия.
Юридические институты у гето-даков
Хотя документов относительно юридических институтов гето-даков очень мало, все же благодаря античным писаниям, римским и греческим, а также археологическим источникам можно составить определенную общую картину.
Как подчеркивает профессор Владимир Ханга в книге «Istoria dreptului cutumiar»: «параллельно с появлением и укреплением государства начинается процесс образования и развития на основе обычаев юридических институтов, так как обычаи земли являлись первыми и наиболее значимыми формами выражения правовых норм».
В то же время, согласно Йорданесу и Дио Крисостому, король Буребиста разрабатывал законы (в основном религиозного характера) для укрепления государства.
Собственность
Античные источники дают смутную информацию об институте собственности в данном периоде. Хотя этим вопросом занимались известные ученые, историки и правоведы, такие как К.Дайковичиу, А.Дайковичиу, В.Ханга и др., эта проблема всё ещё открыта для обсуждения и в наши дни.
Опираясь на утверждение Горация в его "Одах", можно сделать вывод, что из-за организации гето-даков в сельские общины собственность была коллективной на земли, воды и пастбища. Из его же стихов известно, что наряду с неогороженными, существуют и огороженные земли, которые возможно служили другим, в сельскохозяйственных целях. Земля распределялась по годовой жеребьёвке (aequali sorte).
К.Дайковичиу считает, что дом, забор, двор, средства производства, стада животных находились в частной собственности. Этот вывод он делает по результатам археологических раскопок на территории Румынии.
Правосубъектность. Общественный строй
По утверждениям античных авторов, общество гето-даков было дифференцировано в отношении правосубъектности граждан.
Как утверждает греческий софист (I век н.э.) Dio Chrisostomu в своей работе "Getica" (на сегодняшний день утеряна, известна по античным цитатам), при правлении Буребисты население Дакии разделяется на два антагонистических класса. Первый - богатые: тарабосты (zarabos tereos) и пилеаты (pileatos) - из этой социальной категории избирались короли и жрецы (tarabostes переводится как «родовая аристократия»).
Dio Cassius ("Istorie") и готический историк Йордан (Iordanes) в «Гетике» рассказывают о существовании и второго класса - бедного слоя населения, который, в свою очередь, делился на коматов (comati) и копиллатов (copillati), то есть те, которые не имели права носить головной убор (как тарабосты), но обладали частной собственностью - дома, земли,...
Некоторые источники указывают на существование третьего слоя - рабов, которые появлялись за счёт захвата пленников во время военных походов.
Поэтому, общественный строй Дакии схематически можно изобразить следующим образом:
Йорданес писал: "избранные среди гетов сначала назывались тарабосты, затем -пилеаты, из их среды избирали правителей и жрецов".
Дио Касиус уточняет: "Децебал посылал с посольской миссией к Траяну не коматов, но из более высокопоставленных пилеатов".
Рабство в классических формах не развивалось, но известно, что существовало. Страбон в "Географии" утверждает, что рабов в Дакии называли даои.
Tarabostes пользовались полной правосубъекностью (дееспособностью и правоспособностью), рядовой народ (коматы или копилаты) были более ограничены в правах. Рабы вообще не имели политических и гражданских прав. Рабство носило патриархальный характер.
Брак и семья
И в этом отношении исторические сведения противоречивы. Страбон в своей работе "География" утверждает, что все фракийцы, а среди них более всего геты, не знают меры ... женятся на 10, 11 и даже 12 и больше жён. Тогда семья у гето-даков была полигамной.
Героклид Понтийский в "De rebus publicus" говорит, что каждый фракиец берёт 3-4, а некоторые все 30 жён, и использует их как служанок.
Юлиус Солинус утверждает, что у фракийцев среди мужчин принято хвалиться числом жён. Считается честью жениться на многих жёнах.
Однако эти замечания нельзя абсолютизировать, так как ни Гораций, ни Овидий, которые хорошо знали общество гето-даков не заявляли ничего о возможной полигамии в гето-дакийской семье.
Наоборот, Траянская колонна, передавая сцены из жизни гето-даков, скорее даёт аргументы в пользу моногамии в гето-дакийской семье.
Таким образом, возможно лишь сделать вывод, что в эволюции института брака присутствовали обе формы: для зажиточных граждан была возможна полигамия; для рядовых - моногамия. В подтверждение этому можно привести высказывание Геродота: "фракийцы получали невест у их родителей за большие деньги".
Семья была патриархальной - жена находилась под властью мужа. Муж мог наказать её за неверность, пока трость не ломалась.
Помпоний Мела, римский историк и географ испанского происхождения, -написал книгу по географии "Месторосположение мира", в которой описывал народы Причерноморья, - затрагивает и вопрос брака и семьи у гето-даков. Он утверждает, что, согласно обычаю, девушки у гето-даков продавались и, соответственно, покупались на публичных аукционах и цена варьировала в зависимости от красоты и чистоты. Если же девушку никто не покупал, она сама должна была купить себе мужа. И по сей день на свадьбах сохранился формальный обычай покупки невесты.
Семья была патрилинейной - родство велось по мужской линии, и патрилокальной - все жили в доме мужа. Невеста была обязана привести в дом мужа приданое (dotata conjux).
Обязательство и наследование
В гето-дакийском государстве обязательства вытекали из договоров. Существовала устная форма заключения договоров, сопровождаемая разными ритуалами.
Самые распространенные договора были: договор купли-продажи, мены, займа, найма и т.д.
Специфический договор для данного периода был договор побратимства -стороны договора обязывались вести себя как братья. Наследование передавалась только по мужской линии. Прибегали к побратимству в основном в случае отсутствия прямых наследников по мужской линии (так как женщины имели право только на приданое).
При заключении договоров использовался и денежный эквивалент - динар.
Нормы с уголовным характером
Самыми тяжкими преступлениями считались: убийство, супружеская неверность со стороны жены (которая наказывалось смертной казнью), ложная присяга на королевских святынях, кража и др.
Преступников судили жрецы-колдуны, которые давали только вердикт виновен человек или нет. Верховным судьей в гето-дакийском государстве был вице-король (главный жрец).
Гето-Даки во время правления Буребисты
Объединение гето-дакских племен
В первой половине I века до н. э. гето-дакские племена достигли высокого уровня развития. Состоялся переход к новому типу хозяйства, основанного на денежной единице. Крепкие связи с греческим этносом, стремление аристократии укрепить свое влияние — все эти факторы значительно способствовали объединению племен. Другой основной причиной стали внешние угрозы. С запада и северо-запада усилились кельты. На востоке скифы, бастарны, сарматы оказывали давление на территории гетов. Но наиболее опасными становились римляне, которые после завоевания Греции и Македонии вплотную подошли к дако-гетским территориям. Все эти факторы способствовали объединению гето-дакских племен, под руководством Буребисты. Его правой рукой в управлении государством стал первосвященник Деценей.
Страбон сообщает о судьбе Буребисты:
«Гет Буребиста, взяв в руки бразды правления над своим народом, вызволил его из больших невзгод, порожденных бесконечными войнами, и столь далеко продвинул в деле ремёсел, что за короткий срок создал великую империю, подчинил себе большинство соседей. Даже римляне его боялись, ибо он бесстрашно переправлялся через Истр и совершал набеги на Тракию до самой Македонии и Иллирии… Дабы упрочить свою власть, Буресбиста советовался в делах с Деценеем, знахарем, скитавшимся в прошлом по Египту и знавшим многие знамения, по которым он угадывал желания богов. Считалось, что Деценей, как в своё время и Залмоксис, был проникнут божественным духом».
Бюст Буребисты в Кэлэраши, Румыния
География государства
Основа, ядро нового государства расположилось на юге Трансильвании в районе Орэштийских гор. Это место было лучше всего защищено естественными преградами, а также здесь находились значительные запасы минеральных ресурсов. Ядро государства было значительно укреплено. По свидетельству историков площадь примерно в 150 км² была преобразована в мощную крепость. Это является свидетельством того, что была налажена крепкая централизованная власть. Начиная с Орэштийских гор, власть Буребисты распространилась на все земли, занятые гето-даками. На востоке территория распространялась до реки Буг. На юге Буребиста сумел остановить экспансию римлян на рубеже Балканских гор. На западе и северо-западе были разбиты кельтские племена.
Устройство государства
Буребиста создал крупное государство монархического типа. Высшей группой населения являлись аристократы, которые оказывали влияние на управление государством, в том числе в военной области. Власть собирала дань(в разных видах) с местных племенных общин и формирований. В окружении царя состояли советники, высокое положение среди которых занимал Деценей. Служители церкви (священники) выбирались в основном из представителей аристократии. Буребиста огромное влияние уделял армии. Численность армии Дакии составляла 200 тыс. человек (по свидетельству Страбона), что являлось крупной военной силой. Буребиста заменил местные денежные знаки римскими денариями.
Конец правления Буребисты
Согласно Страбону Буребиста был убит во время мятежа. Его, скорее всего, организовали, недовольные проводимой Буребистой политикой укрепления централизованной власти, аристократы. Но нельзя исключать и версию организации убийства Римом. После смерти Буребисты государство распалось на 4 части. Историческое значение периода правления Буребисты велико. Он сумел создать первое объединённое государство гето-даков, которое распространилось на всей территории обитания этих племен. Государство Буребисты стало первой монархией, аристократического, военного и церковного типа, податного общества на территории гето-даков.
Гето-даки во времена Децебала
Начало правления
В 86 году Децебал вторгнулся в Мёзию, разбил римского наместника Оппия Сабина и завладел большей частью этой провинции. В ответ на эти действия римский император Домициан в 87 году направил в Дакию свои войска. Но они были разбиты, а Децебал захватил все римские знамена. В 88 году новые римские войска, под командованием генерала Юлиана вторглись в Дакию. Решающее сражение произошло при Тане, в Трансильвании, в котором Юлиан подавил силы даков. Но несмотря на это Юлиан не мог долго оставаться на территории даков, так как германские племена квадов усилили давление на Римскую империю. С Децебалом был заключен мир, достаточно унизительный для римлян.
Война с Траяном (101—102 гг. н. э.)
Предисловие
Застарелая проблема. День 25 марта 854 года от основания Рима стал поворотным в истории Восточной Европы. В этот день Траян покинул Вечный Город и отправился на восток. Тщательно задуманная и подготовленная кампания по подавлению Дакии началась. Но перед тем как рассказать о ходе войны, попробуем беспристрастно разобраться какие глубинные исторические течения привели к ней.
Посмотрим на карту. Под Дакией римляне понимали территорию, которая ограничена с юга Дунаем, с запада - речкой Тисой, с востока - Днестром, а с севера словацкими Татрами. На этой земле жило много народов: кельты, сарматы, скифы, германцы, славяне, греки и другие, но ведущими этносами, ядром организации, были фракийские племена даков и гетов. "Среди фракийцев даки - храбрейшие", - писал Геродот. Но дело было не только и даже не столько в храбрости дакийцев - мало ли где римляне встречали упорного и бесстрашного противника? Угроза для государства лежала в удивительной способности этого народа усваивать новшества и применять их немедленно в дело. Это была нация с недюжинными талантами к государственному строительству и римляне это почувствовали сразу как только столкнулись с этим противником. Дакийцы с первых контактов без стеснения пытались играть в политические игры. Через скифов и сарматов они установили контакты с парфянами и координировали с ними свою деятельность, совершая время от времени набеги через Дунай. Не случайно еще Юлий Цезарь, планируя большую войну против Парфии, сначала намеревался осуществить операцию против Дакии. Ведь именно дакийцы помогали республиканской партии в гражданской войне. Цезарь это хорошо помнил. Но именно в тот год, когда он намеревался выступить, его убивают заговорщики. Символично...
Мудрость Августа.
Август тоже планировал удары по Дакии и даже частично исполнил их. Археологи обнаруживают, по крайней мере, три слоя пожарищ в дакийских поселениях на Дунае, которые как раз датируются временем Августа. Варварам пришлось покинуть равнину. Они ушли в Карпаты и закрепились там. В горы лезть Август не рискнул. К тому же в Риме начали раздаваться голоса, что он специально раздувает угрозу, исходящую из Дакии, чтобы использовать это как козырь во внутриполитической игре (это происходило на раннем этапе его карьеры). На самом деле Август был прав - под давлением римлян в Дакии стихийно складывалось варварское государство, вождем которого был энергичный лидер Буребиста (Burebista). Дакийцы жадно впитывали все новое, особенно это касалось военного дела и государственного устройства. Некоторое время они даже контролировали греческие города-полисы на берегу Черного моря - от Добруджи (Истрия, Каллатис и др.) до Ольвии. Греки строили для даков метательные машины, инженерные сооружения, научили чеканить монеты и т.д. В дремучих карпатских лесах даки выстроили свои города, искусно использовав сложный рельеф местности. Столицей был город Сармизегетуза Региа, расположенный на высоте около двух километров. Вниз по перевалам во все стороны были выстроены еще несколько крепостей. Таким образом, сформировалось труднодоступное для любого противника ядро нового государства. После падения Галлии, пожалуй, в Европе это был единственный проект альтернативный Риму. Само появление неконтролируемой римлянами государственной воли трактовалось ими как вызов.
Скрытая угроза для Империи
Были еще две причины, которые заставляли серьезно относится к угрозе с северо-востока. Первая - фантастическое по размерам богатство, собранное даками в Сармизегетузе. Откуда? Ответ прост. Они имели развитое хозяйство, активно посредничали в торговле между греческими городами и Германией и главное (вот ради чего завязался весь этот карпатский узел!) - Карпатские горы были богаты на серебро и (в меньшей степени) - золото. Уже одно это ставило Дакию под удар Империи, рудники которой сильно истощились. Вторая причина - человеческий фактор. Как это не странно может показаться, но уклад жизни в Дакии был привлекателен для определенной части народов Империи. Своеобразная военная демократия варварского государства выгодно отличалась от деспотизма иных римских императоров. Поток беглецов за Дунай не иссякал никогда. То, что имперское правительство понимало проблему, следует хотя бы из того, что на колонне Траяна постоянно действуют персонажи очевидно римского происхождения, но действуют они на стороне дакийцев (командуют строительством завала в лесу, возведением укрепления по римскому образцу и т.д.). Ясно, что речь идет не о рядовых деятелях, а о людях с инженерным образованием. Изображая их на монументе Победы, Траян как бы подчеркивает всю сложность вызова, стоявшего перед страной... Похоже мы созрели, для того, чтобы взглянуть противнику римлян в лицо. На фото выше изображен пленный дакийский (предположительно) вождь. Да, иногда слова не нужны, все и так понятно...
Череда поражений римлян.
После Буребисты, как пишут в учебниках, централизованное правление в Дакии на несколько десятилетий прервалось. Так ли это - сказать сложно, но давление на римские провинции по Дунаю несколько ослабло. В период правления Клавдия и Нерона римляне пытались действовать в основном дипломатически. Известно, например, что при Нероне удалось уговорить спуститься с гор племя численностью около ста тысяч человек. Они были выведены из Дакии в Мезию и расселены на равнине. Однако, события гражданской войны 69 года показали, что такая политика хоть и приносила определенные плоды, но в конечном счете не решала проблему. Муцианус (Mucianus), посланный с войсками Веспасианом взять под контроль Рим, проходя по Моезии, неожиданно был атакован из-за Дуная и, хотя серьезно и не пострадал, был вынужден оставить на границе легион. В следующем, 70 году, дакийцы снова выбрали момент и атаковали провинцию Моезия. В результате был потерян легион и убит губернатор Фонтеиус Агриппа (Fonteius Agrippa). Веспасиан в пожарном порядке перебросил силы на Дунай. Напряжение меж тем росло из года в год. И не случайно - в Дакии появился лидер, Дорпанеус (Dorpaneus). В середине 80-х импульсивный Домициан решил одним ударом разрубить узел и послал опытного Корнелия Фускуса (Cornelius Fuscus), командира преторианцев, атаковать даков. Результат был печален. Командующий Фускус погиб, а его армия разбита. Примерно с этого времени исчезают упоминания в источниках V Alaudae, скорее всего этот легион и был вырезан варварами. В этом же году погиб губернатор Нижней Мезии Оппиус Сабинус (Oppius Sabinus), а приданные ему войска - разгромлены. Разгневанный Домициан в 88 году перебросил на Дунай лучшие силы Империи - легионы из Британии и Рейна (I и II Adiutrix, IV Flavia). Командовал ими Теттиус Юлианус (Tettius Julianus). Войска углубились глубоко внутрь Дакии в поисках легендарной столицы Сармизегетузы Регия, одержал ряд тактических побед, но фактически ничего не добился. Варвары в прямые сражения не вступали, нападали на обозы, умело вели партизанскую войну в горах. Неся большие потери, римляне были вынуждены уйти. Домициан объявил триумф, но в Риме никто не верил описаниям побед. И тут случилось странное.
"Хасавюртовские" соглашения.
Домициан решил заключить с новым царем Дакии Децебалом (Rex Dacorum) соглашения, которые иначе как позорные и не назовешь. Все войска римлян были выведены за Дунай, Империя обязалась выплачивать варварам денежное содержание (нет-нет, не наоборот - именно Империя отныне выплачивала репарации дакам). Но и это еще не все. Домициан согласился послать варварам специалистов строить укрепления в горах и учить их воевать по римскому образцу. Что же требовалось от дакийцев? О, всего лишь одно - выражение внешней лояльности Империи. Такие соглашения думающую часть римского общества повергли в шок. И прав был поэт того времени: "Велик был Веспасиан и его сын Тит, но лучше бы и их не было - так мерзок третий Флавий - Домициан!" Фактически дакийское варварское государство получило исторический шанс сделать цивилизационный скачок - и этот шанс оно получило из рук своего главного врага. Домициан имел свои резоны привлечь на свою сторону даков - в этот момент он был занят войнами с германскими племенами Маркоманнов и рассчитывал, что даки поддержат его с фланга. Но модернизировать армию варваров взамен временного сотрудничества было с его стороны безумием. Последствия этого шага пришлось расхлебывать Траяну.
Военный потенциал Дакии.
Вооруженные соединения даков и их союзников имели ряд интересных особенностей. Слева приведено фото метопа со сценой сражения из провинциального (отсюда несколько грубоватый у непривычный стиль) мемориала Победы. В центре композиции мы видим римского легионера, ведущего рукопашную схватку с двумя даками. В глаза сразу бросается странный тип клинка, который варвары держат в руках. Это так называемый фалькс (falx) - меч скифо-сарматского происхождения. В двуручном варианте он достигал полутора метров, был загнут на конце и затачивался по внутренней дуге. В ближнем бою это было страшное оружие в умелых руках, особенно если мы вспомним, что римские клинки были короткими. На сцене из воинского мемориала легионер проявляет чудеса мужества и кажется побеждает - один из даков уже лежит на земле. Но относиться к такой картине надо с известной долей иронии - пропагандистское искусство во все времена было одинаковым.
Второй особенностью было наличие у даков рода войск, которого у римлян в принципе не было. Это катафракты - закованные в броню всадники. Откуда они взялись у варваров, если регулярные соединения катафрактов Римом были созданы только Галлиеном во второй половине 3 века? Все очень просто. Великая русская степь, территория куда римляне никогда даже носа не совали, соединяла множество народов. Среди них скифы были как бы связывающим звеном всех со всеми. Так парфянский метод ведения боя достиг пределов Дакии - Роксоланы (Roxolani), племя сарматского происхождения, были большими мастерами бронированных конных атак. Они были ближайшими союзниками даков и всегда приходили из причерноморских степей южной Украины поучаствовать в битвах с римлянами. На колонне Траяна мы видим несколько сцен, когда закованные в металл лошади и их всадники атакуют римские порядки. И всегда это становилось критическим моментом сражения.
Кроме того, еще раз стоит подчеркнуть, что даки имели практически весь набор тяжелого римского оружия - катапульты, баллисты, стенобитные орудия и т.д. Все это оборудование римляне сами передали дакийцам и научили им пользоваться. На колонне Траяна можно видеть эти образцы оружия и инженерно-технический персонал при нем то ли сформированный из дезертиров римской армии, то ли из собственных кадров. Что касается людских ресурсов, то они если и были меньше римских, но все равно были значительными. В Дакии и вокруг нее жило множество народов - там были и наши предки славяне. Как раз поражение от Траяна заставило многие славянские племена покинуть те места в поисках лучшей родины. По крайней мере, в "Слове о полку игоревом" однозначно сказано, что после нападения волохов (т.е. римлян), ляхи ушли с Дуная и осели по Висле. За даков воевали и германцы - на многих сценах сражений видны бойцы с характерной прической на голове (хвостик-косичка сбоку). Степняков скифов-сарматов мы уже упомянули выше. Вообще, сюда стекались воины со всей восточной Европы. Это была внушительная интернациональная сила.<… Продолжение »